Калевальский район

Краткая историческая справка

Национальный колорит Калевальского района (площадь - 13,3 тыс. кв. км, население - 10,3 тыс. человек) создает ему особый туристский имидж в Республике Карелия и за ее пределами.

Именно на этой земле выдающийся финский фольклорист Элиас Леннрот в XIX веке записал многие из рун, вошедших во всемирно-известный карело-финский эпос "Калевала". "Калевала" - единственный эпос, который, наряду с былинами, имеет народные корни и объединяет Россию и Финляндию.

На территории Калевальского района наиболее хорошо сохранились народные традиции и фольклор древних карел. Кроме того, этот район отличает этнокультурное (в том числе языковое) и хозяйственное своеобразие. В рунопевческих поселениях Юшкозеро, Войница, Кепа, Луусалми, Куусиниеми, Ухтуа (Калевала) сохранилось большое количество домов, амбаров, бань и прочих построек карельского образца, а также многочисленные памятные места, связанные с историей создания эпоса "Калевала".

Старейший населенный пункт района деревня Панозеро на реке Кемь упоминается в письменных источниках уже под 1228 годом. В деревне сохранилась своеобразная традиционная деревянная архитектура.

 

Исторические и культурные особенности

На данной территории имеются археологические памятники разных эпох (восемь месторождений эпохи мезолита на берегах озера Суднозеро - VII тысячелетие до нашей эры), исторические и памятные места (кладбище Калмосаари, где покоится прах знаменитого карельского рунопевца Архиппы Пертунена), места боевых действий в районе озера Кис-Кис и других, оставленные в первозданном состоянии.

В пос. Калевала, в доме сказительницы Марии Ремшу, развернулась экспозиция музея рунопевцев. Работают этнографический и краеведческий музеи. Визитной карточкой района стала сосна Леннрота, под которой записывались руны "Калевалы". Сохранился амбар Ялманена, где останавливался Леннрот.

Рунопевческие деревни калевальского района Карелии (по материалам детской краеведческой экспедиции)

Автор текста - И. А. Коровина, Л. В. Захарова,
Республиканский центр детского и юношеского туризма
Министерства образования и по делам молодёжи Республики Карелия

Сообщение носит описательный, краеведческий, а не строго научный характер. Тем не менее культурное наследие Фенноскандии - это и рунопевческие деревни, которые претерпели сильные изменения на протяжении столетий. Что они в себе сохранили сейчас? Издавна был известен водно-волоковой путь из Приладожья в Беломорье через Пиэлисьярви и Лексозеро. Возможно, этим путем знаменитые рунопевческие династии пришли в Карелию из Финляндии в XVII в. Малинены избрали Войницу, а Перттунены - Вокнаволок. Коробейничество стало основным занятием населения. По тропам коробейников приходил в Карелию и Леннрот, совершив сюда несколько экспедиций. В 1832 г. - Колвасьярви - Репола - Каскиниеми - Роуккула - Мийнола - Аконлахти. В 1833 г. - Кивиярви - Вуоннинен - Вуоккиниеми - Чена - Кивиярви - Аконлахти. В 1834 г. - Лонкка - Вуоннинен - Ювялахти - Ухтуа - Вуоккиниеми - Чена - Кивиярви - Латваярви. Кроме текстовых записей, Леннрот сделал много ценных этнографических наблюдений. 

Ниже приводятся некоторые материалы отчета об экспедиции: цитаты из дневников Э. Леннрота, книг по истории района; информация, полученная от местных жителей, описания деревень.

Вуоккиниеми (Вокнаволок) дал миру знаменитых рунопевцев. Леннрот отмечал в своих дневниках: «...Здесь 70 домов, расположены кучно... В доме Лауринена исполняли свадебные песни... Священника нет годами, один заходит иногда из Паанаярви... Коробейники - в каждом доме. За товарами уходят в Архангельск. Туда несут финские полосатые юбки... Здесь - хорошие дороги. Лежат на гатях 1788 года... В доме Липпонена записывал певца Кеттунена... На финской территории - порожистые реки - кормщики проводят лодки, в случае переворота платят за убытки... Жителям деревни кормщики не нужны - норов порогов запоминают в стихах: “На загривке Сийти гладок, а внизу - осиный рой... Помоги Бог на Юнккокоски, сохрани на Калиокоски, а по Леппикоски я сам спущусь...” После порога выпивали чарку... Деревня хороша - гряда разделяет ее на две части...»

Постепенно поселение росло, здесь сложился особый вокнаволокский диалект, свой уклад, культура. Отмечались праздники Летосаари, Кесясаари, Ильин день. Сейчас Вокнаволок - большое село, в нем проживает 400 человек, практически все знают финский и карельский языки. Культурным центром является добротная рубленая школа, в которой есть небольшая этнографическая коллекция.

Характерные северные амбары привезены сюда из района и составляют небольшую улицу. Памятник Архиппе Перттунену стоит в том месте, где он исполнял свои руны. Рядом дом одной из последних сказительниц - Сантры Ремшу. Она по памяти подолгу исполняет лирические песни и руны. В прошлом были также известны сказители Анастасия и Мария Ремшу, Ирина Кириллова. Исполнение на кантеле в быту утрачено, к сожалению, повсеместно. В Вокнаволоке занимаются традиционным плетением из бересты, шьют лодки по старой технологии. Деревня Венехъярви (Суднозеро) в дневниках Леннрота не упоминается. Но здесь до сих пор помнят рунопевцев и заклинателей. Первый житель по имени Хоско пришел сюда по реке на долбленке. Основателями местных родов стали Липкины, Лехтинены, Лесонены. Из рода Лесоненов происходили известные рунопевцы.

В сосняке среди деревни стояла часовня. В праздник Рождества Богородицы на крыльце рубили голову барану, в отверстие под порогом лили кровь. Тут же мясо варили в котле и ели. Часовня в советское время была превращена в клуб... На западе от деревни мыс Калмониеми "мыс мертвых". Здесь старое кладбище. Могилы - невысокие бревенчатые срубы с оконцами, с двухскатными крышами. В деревне были своя кузница, три мельницы, жители занимались сельским хозяйством, охотились, торговали с Финляндией, ловили рыбу. К началу XIX в. это было уже большое поселение. Каждый хозяин имел 2 - 3 лодки, их делали сами, перенимая опыт от отцов. Мастера до сих пор говорят: "Я за свою жизнь столько лодок сделал, в этот озерный залив не вместилось бы..."

Что представляет собой деревня сейчас? Это уютное, компактное поселение. Здесь сохранилось шесть домов и амбаров старой постройки, фермер Виктор Лесонен продлевает жизнь избы 1894 г. На мысу Калмониеми сейчас не хоронят. Зато восстанавливается часовня - от нее сохранился окладной венец и культовая роща. Только в трех домах зимой живут. "Венех" (лодка) служит указателем при въезде в деревню. Здесь до сих пор шьют хорошие лодки. Суло Николаевич Лесонен поделился некоторыми секретами их постройки. Говорить о лодках могут много. "Садясь в лодку, ноги мой. Песок лодку портит". "Если любишь жену, на корму ее сажай..." "Люди обленились - не желают на веслах ездить, а ведь весло воду гладит". Брат Сухо - фермер, знает своих предков до седьмого колена. В семье хорошая библиотека об истории и культуре края, коллекция старых вещей, которым здесь знают цену.

На другом краю деревни в самом старом доме под флагом северных карел живет редкими наездами художник Виталий Добрынин. Все это время он активно работает по обе стороны границы - пишет картины, идя по тропе Леннрота. Путеводителями для него служат дневники Леннрота и книга К. Инха "В краю песен Калевалы". 37 деревень увековечены в полотнах и записях. Контокки предстала перед Леннротом деревней из 6 домов, здесь он ненадолго остановился. Теперь деревни нет, она затоплена, ГОКу было необходимо водохранилище... Деревня Костамуш в записях Леннрота состояла из 10 изб, 4 дня он записывал здесь руны. Она дала имя городу, а сама покоится под отстойником вод. Железную руду здесь добывали издавна, груды древнего шлака можно встретить всюду. На озере Поппалинъярви ловили ряпушку, но оно было богато и железом. Часто вместе с неводом со дна поднимали рыхлые, тяжелые комья - "апакку". В визит-центре заповедника "Костомукшский" имеется небольшая экспозиция, рассказывающая о природе края, о рунопевцах и тропах коробейников, которые читаются до сих пор на болотах сохранилась гать, изредка попадаются ободы колес. На финской территории у самой границы находится Золотой родник или Золотой камень. Этот источник еще называют "Хете", вода из него бежит в трех направлениях. Здесь в XIX в. коробейники делали привал, обменивались товаром.

Деревня Вуоннинен (теперь Войница) неоднократно посещалась Леннротом: «...стоит в двух милях от Понкалахти, добраться можно по озеру В. Куйтто... ...два мальчика-гребца перевезли на другой берег; дети знают сказки и руны ... живу в доме Мийны. Соседи - Онтрей и Вассила знают руны про Вяйнемейнена. У Онтрея - кантеле с тремя медными струнами ... через одну милю - большой лесистый остров, сюда хотят переселиться на материке заморозки губят урожаи ... до Вокнаволока - 40 верст, добраться можно только на лодке». Что рассказывает история деревни? Вуоннинен переводится как "ягненок". Первые поселенцы пришли сюда в 1678 г. Саам, язычник Антты Киели пытался разводить оленей, а после занялся овцеводством и земледелием. Его потомки - братья Онтрей и Вассила - выбрали место для житья на левом берегу Ридалакши (Спорного залива), у огромного каменного валуна. Рядом с ним они и пели свои знаменитые руны. К XIX в. здесь было 200 дворов, к ХХ в. - 120. До войны выращивали ячмень, рожь. На войницких порогах стояли мельницы. В деревне была большая кузня. Все в округе знали рунопевцев и сказителей - Онтрея Малинена, Василия Киелевяйнена, Хоттата Малинена, Анну Малинен. Последняя война оставила печальный след в истории деревни - многие погибли в эвакуации, с фронтов не вернулись 350 человек. Деревня быстро оправилась от войны - здесь возник богатый колхоз, просуществовавший до реформ 50-х гг. Теперь старинной Войницы нет. На правом берегу залива - неухоженное разбросанное поселения: щитовые дома леспромхоза, покосившаяся водонапорная башня, покатые каменистые пустующие поля, нищета, безработица. Но много финских туристов, местное население хорошо наст язык. Малинены и Киелевяйнены - самые распространенные здесь фамилии. Семьи стараются собираться вместе хотя бы раз в год. Многие благодаря финнам хорошо знают свои родословные вплоть до предков-рунопевцев.

Интересный памятник рунопевцам создал скульптор из Манхеттена, родственник династии Киелевяйненов. Мастер врезал линзы из голубого стекла в каменный валун, стоящий рядом с домом Вассилы. Надпись на памятнике гласит: "Vaassilan kivi vienan runonlaulasien muistoksi 18.9.1995 Кalevalaseura Karjalan sivistysseura". От дома Киелевяйнена остался лишь заросший малинником пустырь... Через залив на лодке нас перевозил потомок Вассилы Илья Киелевяйнен, рассказывая при этом много интересного о крае. Деревня утратила свою былую славу, это уже далеко не прежний Вуоннинен... Деревня Пирттилахти, или Пирттилакши, в дневниках Леннрота упоминается кратко: «...Ночевать остался здесь... Хозяйка то ругалась, то крестилась... Хозяин знал руны, но петь не стал...». Много интересного о деревне рассказывает Пертту в книге "След лодки Вяйнемейнена": «...На мысу Перхенниеми - густой сосняк, просторные пляжи ... Острый мыс называется Ристиниеми, тут стоит крест, у которого молятся, отправляясь на промысел ... узкая каменная гряда или перешеек Витсаканас отделяет залив от Куйтто. Летом лодки через него приходится перетаскивать, а зимой по нему проходил зимник из Ухты, минуя Вокнаволок, к границе...». Рядом с деревней - остров Калмосаари ("остров мертвых"). Некогда кладбище располагалось здесь, позже, несмотря на ропот стариков, власти перенесли его к деревне. Самый старый дом - 1896 г. постройки, принадлежал Иро Маркен. Традиционные избы северных карел, амбары, бани составляют деревню. Интересна культовая роща и "домики мертвых". Сейчас Пирттилакши пуста, лишь рыбаки иногда живут здесь... Деревня Ухта (современная Калевала) очень нравилась Леннроту. «Уезжаю отсюда со слезами», - пишет он в дневниках. - «Полсела принадлежит волости Вуоннинен, другая половина - Паанаярви. Граница проходит по реке Ухте, которая протекает через деревни Ламминпохья, Мийткала, Рюхья, Ликопяя ... 80 добротных домов ... Живу неделю, записываю вдову Матро ... Мужики возят товар на волокушах, здешние женщины умеют подолгу сохранять молоко ... Хотят оказать честь - падают в ноги...».

К началу ХХ в. в Ухте было 150 дворов. На мысу под сосной исполняли руны Маура Хотеева, Кеттунены, Хауринены, Мария Дорофеева. Сейчас Калевала возрождается, восстановлена церковь, строятся домики для туристов. 16-17 июня отмечается традиционный праздник ухтинских карел. Совместно с финнами создаются разнообразные проекты. Фрагмент сосны стал памятником и визитной карточкой Калевалы. У народа есть желание и попытки поддерживать рунопевческие традиции. Деревни по берегу озера Каменное были известны Леннроту. Вот что он о них пишет: «Озеро Кинтихенъярви... Деревни Кивиярви, Аконлахти, Каркуярви, Пахкомпенваара, хутора Мунанкилахти, Сепповаара, Тетриниеми, Мянкяваара, Ехримянваара ... 90 домов, 600 жителей ... ближняя финская деревня - Римми...) Деревня Кивиярви (...15 домов стоят в ряд ... Лечил больную старуху лекарствами, а знахарь— заговором...». Из других источников: «...40 домов стоят в ряд... Сенокосные угодья далеко, летом дома оставляют на неделю... Замка не знают, уходя, прислоняют к дверям коренто - коромысло...».

Деревня Аконлахти, или Бабья Губа... (Пройдено 2 мили верхом, 3 - пешком ... Жители опрятнее, разговорчивее финнов, одеваются по-другому ... В доме Трохкимы затопили баню ... У финской границы дорога идет по краю болота, там родник Золотая скала...) В 1941 г. деревня была оккупирована финнами. После войны многие карелы уехали в Финляндию, опасаясь репрессий... В 50-х гг. закрываются неперспективные деревни. Жителям Аконлахти в 1958 г. дали несколько часов на сборы. Пришлось забивать скот, оставлять нажитое. Военные после сожгли дома, чтобы не к чему было возвращаться... Сейчас это территория приграничья и владения Костомукшского заповедника. Финны устанавливают памятные знаки на местах бывших деревень. Деревня Кеунаскоски стояла на пороге Кеунас, здесь же была и мельница, на которую съезжались жители окрестных деревень. Вода падала вниз с высоты 2,5 м, образуя три потока. С разных сторон к плотине подходили тропы коробейников. Леннрот был на мельнице во время своего пятого путешествия, но записей там не сделал. Ниже и выше водопада в прежние времена было немало деревень, например, Йуталанлампи на крохотном озерке или Салменкорва напротив деревни Кеунасъярви. Деревня Кеунасъярви, или Кенасозеро, Леннротом посещалась не раз: «...Слышал плач - это в Финляндию провожали коробейников... Дорог в сторону Вокнаволока нет - грузы везут на волокушах ... Ночевал в зажиточном доме у Васке... На кладбище могилы окуривают ладаном, вешают платки на кресты, едят кашу с гробниц, кладут хвойные ветки...». Что сейчас представляет собой деревня Кеунасъярви? Мы обнаружили лишь луга, около семи фундаментов домов, поросших иван-чаем и малинником, останки старой бани, рыбацкую избу. В деревне Латваярви (Ладвозеро) Леннрот познакомился с Перттуненом: «...80-летний Архиппа знает много рун... За три дня записал 4000 стихов ... В одном из домов слышал иткувирси - плач по ребенку...». Славу Ладвозеру создал род Перттуненов. От знаменитого рода остались потомки, могила Архиппы Перттунена на островном кладбище Ладвозера и руны, легшие в основу эпоса.

Поездка в Калевальский район показала, что рунопевческие деревни сохранили в себе многие черты прошлого: некоторые постройки и технологии, бытование рун и образность языка. А главное - самобытный северный народ. С. Панкратов в книге "В стране лесов, озер и водопадов" говорит о калевальском крае: «...Глубинная глубинка, страстный патриотизм, уверенное понимание жизни ... И язык карельский и окрестности Калевалы позволяют быть философом любого масштаба ... Калевальцы - отличные лесорубы, сноровистые охотники, знающие рыболовы... юмористы по сути своей ... Здесь, в Калевале, все по-настоящему широко и щедро. И как надо целомудренно и тактично жить на берегу Куйтто, чтобы не оскорбить места...»

Природно-культурное наследие Северной Фенноскандии:
материалы международной научно-практической конференции,
3-4 июня 2003 год, г. Петрозаводск, изд.-во "Пакони"

В настоящее время в районе возрождаются фольклорные праздники с выступлениями кантелистов и рунопевцев, народные ремесла (изготовление кантеле, ковроткачество и т.д.). Все это создает хорошие предпосылки для активного развития в Калевальском районе культурного и познавательного туризма, что в свою очередь послужит усилению культурных и экономических связей с приграничными районами Финляндии.

 

Природные особенности района

Еще одним значительным туристским ресурсом является природный комплекс района. Для него, как и для всей Карелии, характерно изобилие водоемов, особенностью которых является их экологическая чистота, эстетическая красота озерных и речных ландшафтов. Реки преимущественно бурные, порожистые. Славятся живописные водопады Кумио-Порог, Кяунас, Хямские пороги.

Природной доминантой района являются озера Куйто, вытянутые дугообразно на 140 км в широтном направлении. В вершине дуги - на озере Среднее Куйто - расположен пос. Калевала.

Озера тектонического происхождения, имеют значительные глубины и очень живописные прибрежные ландшафты. Преобладают валунно-песчаные формы рельефа различного происхождения: озовые гряды, камовые возвышенности, моренные всхолмления и др. Калевала - край сосновых лесов с богатыми грибными и ягодными угодьями.

Озеро Верхнее Куйто отличатся очень изрезанной береговой линией, состоит из 3-х крупных вытянутых заливов - Войницкого, Вокнаволокского, Ювалакшского - и центральной части. На нем вдвое больше островов (178), чем на двух других озерах, вместе взятых. Наибольшая длина - 42 км, ширина - 20 км, максимальная глубина - 44 м. Через короткие протоки и небольшое озеро Алаярви соединяется со Средним Куйто. Оно крупнее предыдущего, но мельче - 34 м, имеет правильную форму, более ровную береговую линию и значительно меньше (39) островов. Через довольно широкий Луусальмский пролив соединяется с Нижним Куйто. Это последнее озеро самое короткое (30 км) и узкое (7,5 км), хотя достаточно глубокое (33 м), насчитывает 48 небольших островов.

В бассейнах этих озер водится 12 видов рыб, самыми ценными из которых являются местная популяция лосося, ряпушка, сиг, хариус.

Озера Куйто открывают прекрасные возможности для развития водных видов туризма, включая элитную рыбалку, и входят составной частью во все маршруты по Беломорской Карелии.

Более 60 процентов территории Калевальского района покрыто лесами, средний возраст которых составляет более 100 лет. В лесном покрове абсолютно доминируют сосняки - они составляют более 85 процентов всей покрытой лесом площади.

Наиболее ценны лесные комплексы, расположенные на территории природного парка "Калевальский". Это - наибольший по величине и самый западный в Европе хорошо сохранившийся массив первозданной сосновой тайги, в котором имеется значительное количество деревьев, чей возраст превышает 400-450 лет.

Болота, занимающие более 30 процентов всей территории района, имеют в своем флористическом арсенале значительный набор редких и уникальных видов растений и представляют собой огромную экологическую, природоохранную и научную ценность, что предполагает их сохранение в естественном виде и многообразии. На территории района расположено самое большое болото Карелии- Юпяужшуо, протянувшееся на 23 км. в низовьях р.Кепы.

Транспортная структура района развита слабо. Общая протяженность транспортных путей 860 км. Расстояние от райцентра до российско-финской границы 140 км, а до г. Петрозаводск - 550 км.


  • реализация проектов создания этнокультурного центра в пос. Калевала, сохранения рунопевческих деревень, проекта "Развитие трансграничного туризма в Калевальском районе", проекта "Седые руны", проекта "Тропами Элиаса Леннрота", основанных на использовании и сохранении литературного памятника мирового значения карело-финского эпоса "Калевала";
  • совершенствование организации двухсторонних пересечений на пункте упрощенного пропуск "Карттимо- Войница";
  • работа регионального информационного туристского центра в пос. Калевала;
  • развитие гостевого, экологического, рыболовного, охотничьего, водно- спортивного туризма.

Таким образом, туристский потенциал района весьма значителен. Здесь могут развиваться как культурно-познавательный туризм, идейную основу которого составляет бессмертный эпос "Калевала", так и разнообразные виды природного и экологического туризма. Туристский интерес к району усиливает его национальный колорит. Большое значение имеет создание этнокультурного центра в пос. Калевала и реализация проекта "Седые руны" в пос. Юшкозеро. Основное внимание в настоящее время должно быть направлено на развитие сферы услуг и, прежде всего, мест размещения туристов.

 

Дополнительная информация

Калевальский район. Культура и туризм - официальный сайт: www.visitkalevala.ru/cult.html.

Населенные пункты

  • поселок Боровой
  • деревня Войница
  • поселок городского типа Калевала
  • деревня Юшкозеро

Достопримечательности

Полезная информация