Дорожная сеть Карелии

Республика Карелия обладает относительно более развитой, чем во многих других регионах страны, сетью автомобильных и железных дорог, водных коммуникаций, обеспечивающих транспортное сообщение между Карелией и североевропейской частью России, а также с Финляндией.

Всю Карелию с севера на юг пересекает федеральная автомагистраль "Кола", ведущая от Санкт-Петербурга до Мурманска (маршрут М-18). Общая протяженность карельского участка, проходящего через девять районов республики – 969 километров. За четверть века дорога стала "прямее" на 60 километров. Практически заново сооружены или капитально отремонтированы, спрямлены и реконструированы многокилометровые участки трассы, многие мосты, на ней не осталось "грунтовых" километров. Правда, ее пока рано именовать скоростным шоссе, выбоины и заплаты на дорожном полотне все-таки встречаются, но опытный водитель может пересечь всю Карелию в меридиональном направлении за 12 - 14 часов.

Самая популярная дорога республиканского значения – пересекающая всю Карелию с запада на восток трасса международного туристского маршрута "Голубая дорога". Маршрут начинается в норвежском городе Мо-и-Рана, пересекает Швецию, Ботнический залив, Финляндию, и через МАПП "Вяртсиля", Сортавалу, Питкяранту (кольцо через Суоярви), Олонец, Пряжу, Петрозаводск, Медвежьегорск, Пудож завершается в Архангельской области.

Ассоциация "Голубая дорога" была образована в начале 1960-х гг. Ее целью было установление более близких отношений между губернией Вестерботтен (Швеция) и городом Мо-и-Рана (Норверия). После она внесла значительный вклад в организацию транспортного сообщения между городами Умео (Швеция) и Васа (Финляндия). Карелия вступила в Ассоциацию "Голубая дорога" в 1992 году.

Реализация проектов, связанных с "Голубой дорогой", открывает перед Карелией - прежде всего с точки зрения международного туризма - новые перспективы, способствует развитию интернациональных экономических связей.

Еще одно перспективное направление для автотуристов – широтные дороги Севера Карелии. Они ведут от государственной границы (МАПП "Люття") через Костомукшу на Калевалу – Кемь и Кочкому – Беломорск, далее на Архангельскую область; или через МАПП "Суоперя" на поселок Пяозерский – поселок Лоухи, с дальнейшим выходом на трассу "Кола" и к Чупинской губе Белого моря.

Железная дорога в Республике Карелия имеет довольно разветвленную сеть. Эксплуатационная протяженность железных дорог составляет более 2000 км.

Начиная от Петрозаводска федеральная автомагистраль "Кола" идет почти параллельно (или совсем рядом) с железной дорогой, построенной еще в годы первой мировой войны. При своем рождении она называлась Мурманской, а сейчас – Октябрьской.

Все поезда мурманского направления пересекают с различной скоростью и разным количеством остановок всю республику. Но наиболее удобными для туриста, желающего посмотреть Южную и Среднюю Карелию, посетить остров Кижи, Марциальные Воды, памятники Прионежья и Обонежья будут фирменные поезда Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги – "Карелия" (№ 18/19, Москва – Петрозаводск) и "Калевала" (№ 656/657, Санкт-Петербург – Петрозаводск). А в Западную Карелию можно попасть на поезде Санкт-Петербург – Костомукша.

Республика Карелия располагает сравнительно развитыми внутренними судоходными водными путями сообщения (2700 км), имеет морские внешние связи со многими зарубежными странами. Водные пути на Онежском озере расходятся на запад, по реке Свирь, и на север, по Беломорско-Балтийскому каналу.

Онежский обводной канал (длина 67 км, ширина около 50 м) отходит от пристани Вознесенье и соединяет реку Свирь с Вытегорским каналом. Он был сооружен в обход Онежского озера в первой половине XIX века. От озера он проходит на расстоянии от 10 м до 1 - 2 км. В прошлом это был крупный перевалочный пункт с озерных судов на речные. После реконструкции Волго-Балтийского канала, по которому проходят суда типа "река – море", Онежский используется только для прохода маломерных судов. Однако все же остается важным промежуточным портом, в котором сходятся транзитные пути из Москвы и Поволжья, а также с Белого моря через Беломоро-Балтийский канал и Онежское озеро.

Беломорско-Балтийский канал соединяет Белое море с Онежским озером. Трасса канала проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Он был введен в эксплуатацию 20 июня 1933 г. Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря - Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Ввод в эксплуатацию канала позволил исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова. Общая протяженность канала 227 км, в том числе 7 км приходится на подходной канал со стороны Белого моря. Искусственная часть канала имеет протяженность 37 км. На Беломорско-Балтийском канале имеется 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков.

Волго-Балтийский водный путь (бывшая Мариинская водная система) соединяет Волгу с Балтийским, а через Беломорско-Балтийский канал с Белым морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до г.Череповец, р.Шексна, Белозерский канал, р.Ковжа, Мариинский канал, р.Вытегра, Онежский канал, р.Свирь, Ладожское озеро и р.Нева. Мариинская водная система, сооруженная в начале XIX века, после коренной реконструкции в 1964 году была переименована в Волго-Балтийский водный путь. Его длина около 1100 км, а глубина не менее 4 метров.

На протяжении многих лет большой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речные круизы. Круизы на Валаам, Кижи и Соловки являются одними из наиболее востребованных маршрутов. Речной круиз на комфортабельном теплоходе станет одним из самых ярких впечатлений для любого туриста.

Воздушный транспорт республики включает два аэропорта в Петрозаводске ("Бесовец" и "Пески") и ряд взлетно-посадочных площадок в отдельных административно-территориальных делениях республики.


Расстояние между городами и населенными пунктами Республики Карелия

 
Беломорск 397   251 106 315 250 214 534 608 455 124 649 425
Вяртсиля 268 665 850 705 316 849 451 237 124 692 530 59 140
Калевала 582 251   177 502 173 399 719 793 640 309 834 710
Кемь 437 106 177   355 176 254 574 648 443 164 689 565
Кондопога 48 315 502 355   499 101 185 258 342 200 300 176
Костомукша 518 277 136 317 436 363 335 655 729 524 245 770 646
Лахденпохья 289 686 871 726 337 870 472 215 102 713 571 37 161
Лоухи 581 250 173 176 499   398 718 792 517 310 832 709
Медвежьегорск 183 214 399 254 101 398   320 394 241 99 435 311
Муезерский 464 227 285 263 382 413 281 501 675 470 191 716 592
Надвоицы 302 144 329 184 220 330 119 439 513 308 20 554 430
Олонец 137 534 719 574 185 718 320   113 561 419 188 196
Петрозаводск   397 582 437 48 581 183 137 211 424 282 252 128
Питкяранта 211 608 793 648 258 792 394 113   635 493 65 83
Пряжа 47 444 629 484 95 628 230 90 140 471 329 183 112
Пудож 424 455 640 443 342 587 241 561 635   299 676 552
Сегежа 282 124 309 164 200 310 99 419 493 299   534 410
Сортавала 252 649 834 689 300 832 435 188 65 676 534   124
Суоярви 128 425 710 565 176 709 311 196 83 552 410 124  
Шелтозеро 83 480 665 520 131 664 266 220 294 507 365 335 211


Достопримечательности

Полезная информация